Классный час «Режим питания. Правила поведения за столом»
Цель:
- дать определение понятию «Режим питания»;
- определить, что такое основные приемы пищи;
- дать информацию о важности режима питания.
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о режиме питания.
Скажите, кто из вас знает основные приемы пищи? (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин)
Порядок приема пищи подразумевает еду в конкретный период. Вследствие чего увеличивается результативность пищеварения, еда правильнее усваивается.
Почему, как вы думаете через определённое время после, например обеда, нам снова хочется кушать? (ответы детей)
Сейчас я поведаю вам о чудесных метаморфозах пищи в нашем организме. Вот вы кладете в рот кусочек. Что же случается с ним в дальнейшем? (ответы детей) Во рту еда смачивается слюной и пережёвывается зубами, превращаясь в кашицу, после чего проглатывается и поступает в желудок. Из желудка кашица проходит дальше в кишечник. Там все полезные вещества всасываются, а ненужные выводятся из организма. Преобразования еды занимают несколько часов.
Вот почему через N-ое количество времени мы сновахотим есть — нашему организму снова необходима еда. По этой причине необходимокушать регулярно,4-5 раз в течение суток небольшими порциями, желательно в одно и то же время.
А ещё немаловажно в период приема пищи выполнять некоторые правила, от которых зависит ваше состояние здоровья. А какие правила знаете вы? (ответы учащихся)
1. Перед употреблением пищи обязательно нужно мыть руки с мылом.
2. Фрукты и овощи надо хорошо мыть перед едой.
3. Во время еды не разговаривай и не читай.
4. Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом.
5. Не переедай! Ешь в меру!
А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение К. И. Чуковского «Барабек».
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал башню,
Скушал дом
И кузницу с кузнецом.
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Скажите, почему заболел живот у Робина Бобина, чем опасно чрезмерное употребление пищи (ответы детей).
При употреблении большого количества еды за один раз возникает тяжесть в животе. Наш желудок не успевает перерабатывать пищу. При переедании вес тела ребенка начинает превышать норму. Нарушается обмена веществ, что является серьезным заболеванием, вызывающим изменения в различных органах и системах. Если постоянно переедать могут возникнуть такие тяжелые заболевания, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ранний атеросклероз, воспаление почек, печени.
А теперь мы предлагаем вам досказать поговорки. Мы называем начало пословицы, а вы заканчиваете.
1) Кто не умерен в еде, враг себе.
2) Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
3) Когда я ем, я глух и нем.
А сейчас поговорим о правилах поведения за столом. Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.
На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.
Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.
В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:
• Никогда не спеши первым занять место за столом.
• Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.
• Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.
• Не следует ударяться в другую крайность — поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.
• Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.
• Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.
• Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не вытирай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую — рядом с салфеткой.
• Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.
• Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно — можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку — в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.
• Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.
• За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.
• Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек — отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.
• Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.
• Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.
• Птицу — утку, гуся, курицу, индейку — бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.
• Рыбные косточки вынимаются вилкою или руками.
• Гарнир — картофель, макароны, овощи — набирай на вилку, помогая при этом ножом.
• Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.
• Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.
• Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.
• После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.
• За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.
• Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.
• Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.
Вот наше занятие подошло к концу, и я надеюсь, что полученная информация поможет вам правильно организовать ваше питание и сохранить свое здоровье.