1. Полное название: «Сетевое педагогическое сообщество как средство формирования информационно-коммуникационной и методической компетенции педагога».
Краткое название: «Сетевое педагогическое сообщество в учреждении образования».
2. Сроки реализации: 2017/2018 – 2018/2019 учебный год. Педагогический проект будет реализовываться в течение двух лет. На первый год реализации отводится подготовительный и практический этапы. На второй совершенствование и обобщение проекта.
3. Основная идея: Отсутствие единого педагогического информационного ресурса, с помощью которого бы, осуществлялось формирование информационно -коммуникационного и методического совершенствования педагога, распространялись образовательные услуги на основе использования ИКТ, внедрялись в педагогическую практику новые образовательные технологии.
Для решение данной проблемы существует необходимость создания сетевого педагогического сообщества, суть которого заключается в сетевой организации методической работы руководителя и педагога, создании информационно -методической среды, сопровождающей образовательный процесс, делая доступными цифровые образовательные ресурсы в рамках индивидуализации обучения на всех ступенях образования, организовывая проведение дистанционных мероприятий (конференции, семинаров, олимпиад, форумов, педсоветов, открытых уроков и т. д.), тем самым распространяя передовой педагогический опыт.
4. Актуальность: Сегодня общество предъявляет требование к системе образования при подготовке профессионала, отличающегося высокой восприимчивостью, социально -профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, овладению новыми умениями и навыками, освоению новых сфер деятельности, осознающего постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации.
Учитель является ведущим субъектом в образовательном процессе, и большое значение имеет создание условий непрерывного профессионального развития для повышения результативности его образовательной деятельности и качества образования. Поэтому перед нами стоит задача повышать эффективность деятельности, реализуемой методической службой на уровне учреждения образования. Это необходимо как молодым педагогам, приходящим в сферу образования с недостаточной методической подготовкой, так и уже имеющим опыт для возможности профессионального роста и самосовершенствования.
Техническое обеспечение учебных кабинетов постоянно обновляется и совершенствуется. Педагогические работники имеют сертификаты пользователя ИТ. Появление информационной методической сети, в которой каждый педагог сможет перенять опыт своих коллег, узнать о новых педагогических технологиях и просто пообщаться с коллегами, позволит изменить организацию и содержание методической работы.
С помощью сетевого ресурса возможно проводить анализ отчетной документации педагога (заполнение и ведение онлайн -отчетной документации) что облегчит работу как учителя так и руководителя.
Своевременная информация о различных курсах и семинарах, позволит учителям в онлайн режиме совершенствовать свой педагогический опыт, и мастерство.
Сетевой ресурс предоставит возможность проведения диалога с международной педагогической сетью и руководителями методической службы различных стран, тем самым формируя информационно -коммуникационную, методическую компетенцию педагога.
Создание сетевого педагогического сообщества позволит широко развивать такие формы дистанционных мероприятий, как:
1) сетевые педагогические семинары;
2) интернет - конференции;
3) тематические викторины, конкурсы педагогического мастерства;
4) открытые педагогические советы;
5) виртуальные выставки достижений в сфере образования;
6) общение в образовательных форумах;
7) мастер - классы педагогов -новаторов;
8) обучение в виртуальных школах.
5. Цель: Развитие методической компетенции педагогов учреждения образования посредствам сетевого педагогического сообщества.
Задачи:
1. Провести в учреждении образования анкетирование для учителей, направленное на выявление затруднений при использовании информационных ресурсов, нехватки технического оснащения, недостатка необходимой информации;
2. Выявить оптимальную платформу для создания сетевого ресурса;
3. Разработать сетевой ресурс, который мог бы осуществлять работу как на стационарном устройстве, так и на мобильном;
4. Организовать совместную деятельность на основе личностно -ориентированного подхода (накопление необходимой информации, публикация ее в сети в общем доступе);
5. Организовать ресурсное обеспечение единой образовательной информационной среды;
6. Внедрить в педагогическую практику новые образовательные технологии;
7. Разработать, апробировать, учебные материалы нового поколения;
8. Реализовать образовательные услуги на основе использования ИКТ ресурсов;
9. Провести анализ работы и эффективности сетевого ресурса.
6. Исходные теоритические положения: В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» обозначена цель информатизации: «повышение качества образования и эффективности управления системой образования с учетом современного уровня информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечения условий гармоничного развития личности вне зависимости от места проживания и обучения на основе формирования республиканской информационно-образовательной среды (РИОС), содержащей качественные образовательные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах».
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности. Исходя из того, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствования квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания. Современное самообразование учителя и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества. Что же такое сообщество?
Дж. Дьюи, пишет, что: «Сообщество - это множество людей, общающихся между собой» [2, с. 63]. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество - это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели» [3, с. 686]. Интернет - сообщество - это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет. Образовательное сообщество — группа людей, обменивающаяся идеями. Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [4].
Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:
• Общие цели, интересы, и потребности.
• Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ
• Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.
Сообщество - группа людей, активно общающихся между собой.
Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами.
Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы.
Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.
А нужно ли включаться в работу сетевых педагогических сообществ, чем это может помочь в педагогической практике рядовому учителю, как участие в сетевом общении будет способствовать профессиональному росту педагогов? На эти вопросы попробовал дать ответ Н.В. Кудимова. Старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования, заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна. Кудимов Н.В. рассмотрел какие положительные эффекты можно получить, активно общаясь в профессиональных объединениях сети Интернет.
Можно выделить некоторые эффекты. Во-первых, обсуждая с коллегами из различных уголков страны, а может быть и мира, проблемы с которыми сталкиваемся в своей педагогической практике мы имеем возможность найти оптимальные пути их решения. Во -вторых, выкладывая на различных ресурсах свои методические разработки, знакомясь с работами коллег, принимая участие в их обсуждении, мы не только повышаем свой профессиональный уровень, но и делаем более эффективным образовательный процесс. Кроме этого, с одной стороны, это возможность самовыражения, а с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. В -третьих, возможность повысить свою квалификацию теперь можно не только не нарушая учебный процесс, но и выбирая именно те курсы и программы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. При этом совершенно не важно, в каком регионе нашей страны они инициализируются. Ну и конечно не нужно забывать про участие в различных Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах, когда не выезжая из своего региона (ведь ни для кого не секрет, что часто это невозможно в связи с финансовыми проблемами) мы можем принять участие в профессиональных конкурсах не только республиканского масштаба, но и мирового. Все это позволяет нам расти профессионально. Еще один аргумент в пользу участия в жизни различных сетевых сообществах это возможность общения со всеми субъектами образовательного процесса. (Ведь переход к информационному обществу приводит к тому, что всевозможными ресурсами сети Интернет пользуются не только ученики, но и их родители, следовательно, чтобы иметь возможность «говорить на одном языке», «находить точки соприкосновения», необходимо понимать, чем они живут, чем интересуются, что волнует их на данный момент).
Распространение и развитие информационных технологий на все сферы человеческой деятельности привело к их проникновению и в профессиональную деятельность педагогов.
Для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень Важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает время для этого. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети интернет, общаться со своими коллегами.
Сетевые сообщества педагогов - это лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!
7. Список использованных источников
1. Вопросы интернет образования // Электронный журнал Вопросы Интернет Образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vio.uchim.info/Vio_98/cd_site/articles/art_3_8.htm – Дата доступа : 03.03.2017.
2. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы [Текст] / Дж. Дьюи: пер. с анг. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстого, Е. Н. Косиловой. — Москва: Идея — Пресс, 2002. –160 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 2 -е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
4. Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 444 -449.